Previous Entry Поделиться
Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений
vika_bez_nika
IMG_4173

В субботу мы отправились на экскурсию по комплексу защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Комплекс протянулся поперёк Финского залива от Бронки до посёлка Горская, через остров Котлин, на котором находится город Кронштадт. Строительство комплекса велось с 1979 по 2011 год. А вот предложил построить каменную дамбу поперек Финского залива, от Лисьего носа через остров Котлин до Ораниенбаума еще инженер П. П. Базен после наводнения 1824 года! Но в XIX веке создать такой барьер было практически невозможно. Прошло полтора столетия – и идея П. П. Базена легла в основу проекта комплекса защитных сооружений.



IMG_4172
1. Сначала мы посетили пульт управления защитными сооружениями, расположенный на КАД. Здесь операторы наблюдают за состоянием оборудования, а так же управляют закрытием дамбы, в случае угрозы наводнения. Второй пульт управления находится в Кронштадте.

IMG_4181
2. Затем мы спустились в тоннель, ведущий к водопропускным сооружениям.

IMG_4182
3. Этот тоннель проходит под землей по всей длине дамбы (а это, между прочим, больше 20-ти километров!). На металлических полках лежат различные коммуникационные кабели (телефония, интернет), идущие в Кронштадт.

IMG_4188
4. Из коридора мы вышли к одному из 64-х водопропускных сооружений. На снимке - массивный металлический затвор. Затвор может опускаться при помощи гидравлической системы, тем самым преграждая путь текущей воде. Масса затвора позволяет раздробить слой льда толщиной до одного метра.

IMG_4194
5. На данном участке дамбы расположена группа из 12-ти водопропускных сооружений.

IMG_4206
6. Все 64 водопропускных сооружения устроены одинаково, поэтому мы двинулись дальше, к судопропускному сооружению С-2.

IMG_4208
7. Судопропускное сооружение С-2 расположено на участке дамбы между местечком Горская и островом Котлин. Является резервным и предназначено для пропуска небольших судов типа "река-море".

IMG_4211
8. Судоходный пролет сооружения С-2, по которому проходят корабли, имеет ширину 110 метров. Между двумя башнями справа, находится затвор, перекрывающий канал на всю ширину. В обычных условиях затвор находится в бетонном пазу, расположенном ниже дна судоходного канала. В случае наводнения затвор поднимается до отметки 4,55 м выше среднего уровня воды. Над С-2 проходит автомобильный мост с насыпями и эстакадой протяженностью 1483 м. Центральный пролет выполнен вертикальноподъёмным. Высота моста в наведенном положении - 16 м, в поднятом - 25 м. При помощи канатных механизмов, мост поднимается за 2-3 минуты.

IMG_4209
9. На бетонную стену С-2 нанесены отметки уровня воды. В 1824 году произошло наиболее значительное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга. Тогда вода поднялась в реке Неве до отметки 4,14—4,21 м .

google
10. Далее мы посетили самое грандиозное сооружение на комплексе - судопропускное сооружение С-1, предназначенное для пропуска морских судов в течение всего года. С-1 представляет собой судоходный пролет с сегментными плавучими затворами-батопортами, автодорожный тоннель под судоходным каналом (ширина канала – 200 м, глубина – 16 м ниже уровня Балтийского моря), инженерные сооружения, обеспечивающие функционирование тоннеля и затвора. Батопорты и механизм управления ими являются шедеврами инженерной мысли!

IMG_4245
11. Каждый батопорт управляется двумя стальными рамами длиной 120 м, расположенными в виде перевернутой буквы А, и присоединяется своим острым углом к литому стальному шарниру с шаром диаметром 1,5 м. Шаровая опора является точкой вращения, вокруг которой поворачивается затвор.

IMG_4250
12.Обычно батопорты находятся в доковых камерах, расположенных ниже уровня моря. Когда наступает угроза наводнения, то эти доковые камеры открываются и заполняются водой. На этой фотографии показана закрытая доковая камера. Смотрите, слева вода есть, а справа нет!

IMG_4224
13.Когда доковые камеры наполняются водой, батопорты всплывают и начинают двигаться навстречу друг другу с помощью штанги, прикреплённой к каждому из них.

IMG_4232
14. А штангу толкает вот такой тягач. Обратите внимание, колёса сделаны в виде зубчиков, а рельсы состоят из цилиндров, что обеспечивает большее зацепление между колесом и рельсой.

IMG_4236
15. Достигнув середины канала, батопорты останавливаются на расстоянии полутора метров друг от друга, и камеры внутри них начинают заполняться водой. Это приводит к тому, что батопорты погружаются в воду и опускаются на порог. Канал таким образом перекрывается и становится надежной преградой от нагонных волн. Об этом и рассказывает нам экскурсовод на этой фотографии.

IMG_4263
16. Под судоходным каналом проходит подземный шестиполосный автомобильный тоннель общей длиной 1961 м. Самая нижняя точка тоннеля расположена на отметке — минус 28 м. Мы направляемся в помещение, в котором осуществляется система мониторинга тоннеля.

IMG_4285
17. В этом помещении находится огромный экран, на котором отображаются все участки тоннеля. Всё, что происходит в тоннеле внимательно отслеживается специалистами, для того, чтобы немедленно отреагировать на любые возможные аварии, происходящие в нём. Такая оперативность нужна из-за того, что тоннель находится под водой и его ремонт обходится очень дорого.

IMG_4273
18. С места, где находятся инженерные сооружения С-1 открывается очень красивый вид на форты Кронштадта. Этот форт называется «Император Александр I», но местные жители называют его «Чумным». С 1897 года форт находился в ведении Института экспериментальной медицины (в нём находилась противочумная лаборатория). Несмотря на строгий контроль, на территории лаборатории было две вспышки чумы.

IMG_4292
19. Далее наша экскурсия продолжилась уже в Кронштадте. Здесь мы увидели отметку наводнения 1824 года - это самое значительное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга, как уже было сказано ранее.

IMG_4293
20. А вот знаменитый Кронштадтский футшток, предназначенный для измерения высоты уровня Балтийского моря, установленный на устое Синего моста через Обводный канал в Кронштадте. От нуля Кронштадтского футштока (в рамках Балтийской системы высот) на всей территории бывшего Советского Союза производятся измерения глубин и высот, а также орбиты космических аппаратов.
На основных достопримечательностях Кронштадта и закончилась наша экскурсия!
Хочется высказать огромную благодарность организаторам экскурсии - агентству авторских экскурсий "Град Петра Великого", а также нашему экскурсоводу сотруднику КЗС Александру Полозову.
В посте были использованы материалы с сайтов www.dambaspb.ru ,ru.wikipedia.org и maps.google.ru.



  • 1
всё, можно теперь не ездить на экскурсию.

а какие-нить интересные истории экскурсовод рассказывал? про наводнения и прочее..?)

конечно! но я тебе ничего не расскажу!

ну значит придется ехать на экскурсию..

Очень познавательная статья) Написано и показано все очень интересно!) Так держать!

Хахахаха, а почему данный вопрос именно мне?) конечно все понятно, ты очень доходчиво все повествовала)

ну потому что Аня собирается съездить)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account